Мастерская творческого самовыражения (ГБОУ СОШ 878 д|о Умка) г. Москва
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАСТЕРСКАЯ ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ» (РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ)Пояснительная запискаАктуальность Социально- экономическая нестабильность общества, с одной стороны, и научно-технический прогресс, с другой стороны, ставят современного человека с самых ранних лет перед проблемой не только адаптации к условиям изменяющейся жизни, но и необходимостью активно, творчески познавать окружающий мир. Культурный прогресс общества обеспечивается за счет творческого потенциала своих граждан. К личности предъявляются все более новые и жесткие требования. Просто обладать знаниями не достаточно. Нужно чувствовать, представлять, схватывать «налету» и воплощать в жизнь в новом неожиданном качестве. Именно это называется креативностью. Это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды И, действительно, пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка, нарушая развитие всех психических процессов (воображение, память, внимание). А между тем обществу нужны интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие люди, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. При развитии творческих способностей ребенка материалом служат - и в большинстве случаев обычные - окружающие вещи. Очень важна способность находить разные пути поиска решения, рассмотреть явление или предмет с разных сторон и т. д. Но мы, родители в нашем желании дать ребенку побольше и получше, покупаем ему разнообразные «развивающие» игрушки, тем самым нанося огромный вред развитию его творческого, креативного мышления. Малышу уже не надо придумывать, из чего построить домик, вот он уже готовый, купленный заботливыми родителями - разложил и играй. А как же подушки, стулья, покрывала, поиск решения, чем закрепить конструкцию?! Не надо строить гараж для любимого автомобиля, мастерить кораблик, чтобы весело запускать его во дворе, а машинки из спичечных коробков - это вообще нонсенс. Для ребенка в повседневной жизни, практически, не складывается ситуаций, в которых он вынужден искать незаурядное решение той или иной задачи. Эти нарушения отрицательно воздействуют на развитие творческих способностей, чем и обусловлена актуальность данной программы. Поиск резервов и возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях массовых образовательных учреждений (особенно при новых санитарных нормах комплектования групп) является проблемой, требующей (психолого-педагогического) научно-теоретического и практического решения. Новизна. В данной программе реализуется разносторонний подход к одному и тому же предмету, эмоции, событию, проблеме, явлению. В работе используются элементы и методики ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) и различные виды творческой деятельности и ручного труда. Арсенал игр, упражнений и техник, используемых в данной программе огромен. Он включает в себя использование игрушек, кукол-марионеток, методик ТРИЗ, а так же сочинение сказок, историй, разные формы нестандартных творческих и художественных приемов. В работе используется как подручный, бросовый и природный материалы, так и специальные для конкретных техник (квиллинг, фелтинг, гофропластика и т.д.) Дети не просто творят, они фантазируют, учатся систематизировать, разделять, объединять, противопоставлять, находить противоречия в одном и том же предмете или явлении, общаться, не делить мир на черное и белое, а видеть всю его многогранность. Как показывает практика, у большинства старших дошкольников есть психологические барьеры. Использование в данной программе методов и приемов ТРИЗ позволяет снять такие барьеры, убрать страх перед новым и неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем, как еще одну задачу, которую просто надо решить. В работе с детьми 2,5-4 лет ставится задача пробудить в них интерес к творчеству, желание создавать что-то самому, показать, что самые простые вещи вокруг нас могут быть волшебными. Применяются не стандартные художественные приемы и виды бумагопластики. Работа с детьми 4-7 лет ведется с активным использованием методик и элементов ТРИЗ. Игры и упражнения ТРИЗ используются на каждом занятии. Формы ручного труда и изобразительной деятельности являются логическим продолжением, предложенной на занятии игры или упражнения и направлены на развитие у детей изобретательской смекалки и творческого воображения. Обязательно проводятся досуговые мероприятия, с элементами состязания, т.к. признание и более вещественные награды за креативность помогают стимулировать это качество. Обычно люди высоко оценивают креативность, но просто не задумываются о необходимости награждать за нее. Если ребенок выполнил какое-либо дело с помощью творческого мышления, необходимо поощрить его и научить поощрять себя самого. Цель Данная программа создана для того, чтобы помочь детям дошкольного возраста раскрыть свой природный потенциал и научить их видеть необычное в обычном. Занятия ориентированы на повышение мотивации личности к познанию и творчеству, развитию мелкой и моторики, знакомство с окружающим природным и предметным миром. Задачи программы: 1. научить ребенка владеть техниками творчества (бумагопластика, пластилинография, квиллинг, фелтинг, гофропластика и т.д.); 2. выработать чувство уверенности в своих силах; 3. научить искать и находить незаурядные решения посредством использования ТРИЗ 4. глубже познакомить с окружающим природным и предметным миром; 5. развить мелкую моторику; Реализация работы по программе:
Программа предназначена для детей от 2,5 до 7 лет, реализуется через: - кружковую работу; - работу с родителями; - работу с педагогами групп; - совместные досуговые мероприятия. Организация работы по программе Формы работы Групповые занятия
Продолжительность занятия зависит от возраста детей. Занятия проводятся два раза в неделю. Время проведения занятий: 2,5-4 года -10-15 мин. 4-5 лет – 20-25 мин, 5-6 лет- 20-25 мин, 6-7 лет - 30 мин. Принципы проведения занятий. 1. Доступность – занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построено по принципу дидактики (от простого к сложному); 2. Проблемность - направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций; 3. Ассоциативность – направление занятия зависит от воображения ребенка (с чем у него ассоциируется предложенный материал); 4. Наглядность - осуществляется на восприятии наглядного материала. 5. Системность работы; 6. Принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ребенку право выбора; 7. Принцип открытости – не только давать знания — но еще и показывать их границы. Сталкивать ребенка с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого материала; 8. Принцип деятельности - освоение детьми знаний, умений, навыков, смыслов организовывать преимущественно в форме деятельности; 9. Принцип обратной связи - регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи. Педагог на занятии отслеживает такие параметры, как: настроение детей, степень их заинтересованности, уровень понимания. Педагог должен иметь свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. ЛИТЕРАТУРА: 1. Амнуэль П.Р. Звездные корабли воображения. – М.: Знание, 1988. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Космонавтика, астрономия» № 2). 2. Альтшуллер Г.С. Найди идею. Новосибирск, Наука, Сибирское отд., 1989. 3. Альтов Г. И тут появился изобретатель. М., Детская литература, 1989. 4. Мурашковска И.Н. Когда я встану волшебником, Елгава, 2001 5. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем. М.: Просвещение, 1990. 6. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звездными фантазии. Школа развития творческого воображения. – Кишинев, Лумина, 1988. 17 февраля 2014 в 18:13
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.